Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%, а военные действия всего 3,4% [4]
К сожалению тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую организацию учитывающею некоторые особенности.
Цель
Целью нашей работы на примере организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не легкого практического проблема.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов, судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны методами альтернативного и вариационного статистического анализа.
Результаты и обсуждение
Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария – Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на мосту через реку Янтра поблизости города Бяла, Руссенской области.В результате удара автобус упал с 15 метровой высоты в реку. Погибло 28 человек и было ранено 12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а согласно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.
Таблица 1. Распределение пострадавших по странам. Убитые Раненые Всего Страна n % ± n % ± n % ± Румыния 24 85.71 14.00 10 83.33 23.10 34 85 12.00 Молдова 3 10.71 34.99 1 8.33 54.16 4 10 29.4 Турция 1 3.75 37.23 1 8.33 54.16 2 5 30.20 Всего 28 100 12 100 40 100
В результате своевременной реакции сил Гражданской обороны и полиции вскоре после происшествия раненые били доставлены в больницы (Табл.2)
Таблица 2. Распределение раненых по больницам области.Больница n % ± Руссе 5 41.67 43.21 Полски Тръмбеш 2 16.66 51.64 Бяла 5 41.67 43.21 Всего 12 100
и распределены в соответствующие профилированные отделения (Табл.3).Анализ травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ± 23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у 4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.Отделение Убитые Раненые Всего n % ± n % ± n % ± Судебная медицина 28 100 — 0 0 — 28 70 16.97 Хирургические 0 0 — 7 58.33 36.52 7 17.5 52.66 Нейрохирургические 0 0 — 2 16.66 51.64 2 5 30.20 Ортопедические 0 0 — 2 16.66 51.64 2 5 30.20 Реанимационные 0 0 — 1 8.33 54.16 1 2.5 30.60 Всего 28 100 12 100 40 100
Работа судебных врачей началась непосредственно после аварии осмотром места происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение областной больнице в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2 судебных врача из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем, сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 трупов, а один был полностью идентифицирован и транспортирован на родину. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и 5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к транспорту тел в Румынию. Состояние трупов было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией. Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества характерных идентификационных признаков (n) среди погибших (№).Идентификационные признаки № n Протез правого глаза 1 1 Характерные татуировки 2 1 Состояние после гистеректомии 3,4 2
Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и журналистов.
Таблица 5 — а. График работы по дням.День Транспортировка трупов по маршруту Количество трупов Осмотр места происшествия Вскрытия, консервация, элементы идентификации Идентификация 07.04.1993 Бяла — Руссе 28 2 — — 08.04.1993 Руссе — Турция 1 — 7 1 09.04.1993 — — — 7 — 10.04.1993 — — — 13 — 11.04.1993 Руссе — Румыния 27 — 1 27
Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию. Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты ежедневно с 21 по 22 часов участвовали в пресконференциях специально организованых для представителей средств массовой информации. Для близких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где они вместе с одним судебным врачом подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
Таблица 5 — б. График работы по дням.(продолжение)День Прэссконференции Оформление документов перед румынскими и болгарскими властями Написание экспертиз Потверждение идентификации. 07.04.1993 — — — — 08.04.1993 21 – 22 ч. 7(25± 32.07%) 7(25± 32.07%) 1 (3,75± 37.23%) трупа 1 судмедэкспертом, полицейскими органами и родней жертвы 09.04.1993 21 – 22 ч. 7(25± 32.07%) 7(25± 32.07%) — 10.04.1993 21 – 22 ч. 13 (46,42±27.11%) 13 (46,42±27.11%) — 11.04.1993 — 1 (3,75±37.23%) 1
(3,75± 37.23%) 27 (96,42±7.00% ) трупа в Румынии с участием 2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями
Не на последнем месте надо коротко охарактеризовать роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от осмотра места происшествия до транспортировки трупов.Бюро осуществило контакт с эго заграничными партнерами, подготовило документы погибших вместе с представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку транспортных гробов, произвело консервацию трупов, оформило таможенные документы и в конечном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по место-назначению.
Выводы
Среди жертв тяжелого ДНП самое большое 24 (85.71%) количество было среди румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.
Самая большая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.
У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки. Мы выявили некоторые особенности организации работы:
Вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
Положительная роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.
* Название изменено